Что делать и чем руководствоваться, если купили просроченный товар в магазине?

Учитывая законодательную базу РК, предусматривающую императивные требования по соблюдению обеспечения качества продукции при ее изготовлении и реализации, казалось бы, должна застраховать нас от покупки товара некачественного товара, и мы не должны проверять, не истек ли срок годности, интересующего нас продукта, он должен быть пригодным к употреблению априори. Однако меры предусмотренные законом не всегда соблюдаются. И просроченный продукт может быть куплен даже в самых крупных респектабельных супермаркетах (прецеденты имеются). А учитывая, что в целях развития предпринимательства в настоящее время орган санитарно-эпидемиологического контроля и надзора не осуществляет плановых проверок в продуктовых магазинах, нам остается рассчитывать только на собственную бдительность и добросовестность продавцов.

Итак, в данной статья, я расскажу о том, как действовать и какими законами руководствоваться, в случае если, все таки, вы купили продукт с истекшим сроком годности.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Технического регламента ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» Пищевая продукция, не соответствующая требованиям технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства-члена Таможенного союза.

Законом РК «О безопасности пищевой продукции» № 301-III ЗРК от 21 июля 2007 года установлены Требования к безопасности пищевой продукции при ее реализации:

1. Реализация пищевой продукции допускается только на объектах внутренней торговли, соответствующих требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о безопасности пищевой продукции.
2. Если при реализации пищевой продукции допущено нарушение, приведшее к приобретению ею опасных свойств, она не подлежит реализации и направляется на соответствующую экспертизу, по результатам которой утилизируется или уничтожается.
3. Пищевая продукция, вывозимая (экспортируемая) из Республики Казахстан, должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, кроме случаев, когда законодательством, стандартами страны ввоза не требуется иное.
4. Запрещается реализация пищевой продукции, не имеющей документов, удостоверяющих ее соответствие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о безопасности пищевой продукции.

В соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей» № 274-IV ЗРК от 4 мая 2010 года Продавец (изготовитель) обязан отвечать за безопасность товара.

В случае обнаружения товара ненадлежащего качества Потребитель вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), потребитель вправе обратиться в суд.

Кроме того законодательством РК предусматривается право потребителя на возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) его прав и законных интересов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей, подлежит возмещению при наличии вины продавца (изготовителя, исполнителя) в размере, определяемом судом, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

Кодексом об Административных правонарушениях РК предусматривается административная ответственность за нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов. Так, ст. 425 КоАП РК предусматривает:

«Нарушение нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, — влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства — в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.

Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее причинение вреда здоровью человека, если это действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф на физических лиц в размере двухсот, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере трехсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере двух тысяч месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности либо без такового, с конфискацией продукции или без таковой».

В случае нарушения санитарных правил или гигиенических нормативов повлекших по неосторожности массовое заболевание, заражение, облучение или отравление людей или смерть человека, законодательством РК предусматривается уголовная ответственность, и в дело вступают правоохранительные органы.

В соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» № 193-IV ЗРК от 18 сентября 2009 года Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения — деятельность государственных органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы, направленная на охрану здоровья граждан, включающая в себя государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор, санитарно-карантинный контроль, радиационный контроль, эпидемиологический контроль, санитарно-эпидемиологическое нормирование, государственную регистрацию пищевой продукции и отдельных видов продукции и веществ, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, санитарно-эпидемиологический мониторинг, санитарно-эпидемиологическую экспертизу, гигиеническое обучение, оценку степени рисков в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании указанных нормативно-правовых актов я рекомендую совершить следующее:

1. Предъявить Продавцу требование о возврате денежных средств за купленный товар с истекшим сроком годности и потребовать также моральную компенсацию. Размер компенсации морального вреда устанавливается самостоятельно, руководствуясь принципами разумности и справедливости и учитывая степень физических и нравственных страданий, испытанных в связи с покупкой такого продукта.
2. Предусматривается обращение в орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения с приложением фискального чека и товара. Также можно зафиксировать видео/фото съемкой наличие товара на полках магазина. В случае достаточности доказательной базы, Продавца ждет штраф, размер которого зависит от субъекта предпринимательства. К какой категории относится Продавец можно посмотреть на официальном сайте Комитета по статистике МНЭ РК, указав БИН Продавца.
3. Обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда.

Оставьте номер и мы перезвоним Вам:
проконсультируем и обеспечим комплексную юридическую поддержку!
[contact-form-7 id="154" title="Join form"]

Спасибо, заявка отправлена

Мы с вами свяжемся в ближайшее время.
© 2017 ТОО "Affari" предлагает юридические услуги в Алматы, аутсорсинг, консультации и сопровождение юридических лиц.

Разработка и продвижение сайта - SEOEXPERT